Неисправности гидрораспределителей
Гидрораспределители являются незаменимым компонентом гидросистем дорожно-строительной техники. Их задача состоит в управлении потоками рабочей жидкости для поддержания оптимального давления, организации последовательной работы гидродвигателей и защиты гидравлики от перегрузок. Характер поломок может различаться, в зависимости от конструкции агрегата. Но мы рассмотрим типовые неисправности гидрораспределителей, признаки и причины их возникновения, присущие большинству устройств.
Поломки гидрораспределителей: причины, признаки и способы устранения
Неисправности чаще всего возникают по вине оператора. Основными причинами являются: перегрузки спецтехники, несвоевременное обслуживание, эксплуатация в тяжелых условиях. Далее подробно рассмотрим, как определить поломку, чем она вызвана и какие нужно принять меры.
Навесное орудие не поднимается или движется медленно
Отказ навесного оборудования может быть вызван следующими причинами:
- Гидравлический распределитель не функционирует из-за недостатка рабочей жидкости в гидробаке. Проблема легко решается заливкой масла до требуемого уровня;
- Неполное закрытие перепускного канала. Происходит в результате скопления инородных частиц в соединении направляющая – хвостовик клапана. Грязь препятствует полному закрыванию детали. Чтобы устранить неисправность, нужно извлечь направляющую и клапан из корпуса агрегата, промыть в дизельном топливе, выполнить чистку жиклерного отверстия и удалить инородные частицы на седле клапана. В процессе установки элементов при сборке нужно убедиться в том, что хвостовик свободно перемещается;
- Неполное закрытие предохранительного клапана. Неисправность связана с большим количеством грязи под шариком, установленным на кромке отверстия гнезда. В результате клапан не закрывается и жидкость направляется в сливную полость, а навесное устройство заклинивает. Поломка особенно часто происходит в тракторах МТЗ. Грязь можно удалить потоком рабочей жидкости. Для этого задержите рукоятку агрегата в позиции «Принудительное опускание» на короткое время. Если посторонние частицы не удалось смыть, остается только снимать оборудование и нести в мастерскую;
- Недостаточная тяга электромагнита. Послушайте работу агрегата. Слишком высокий шум или температура указывает на неполный выход якоря из магнита;
- Заедание золотника (в секционных агрегатах). Причиной являются слишком затянутые шпильки, которые стягивают секции, в результате чего оборудование не регулирует транспортировку масла. Нужно промыть каналы в разных позициях золотника. При наличии заусенца на кромке, устраните его надфилем.
Если вы попытались отремонтировать узел, но подъем навесного орудия не происходит, проблема не в распределителе. Поломка может быть связана с отказом гидроцилиндра, течами масла через кольцо поршня или в насосе, попаданием воздуха в систему.
Золотник не возвращается из положения Подъем или Принудительное опускание
Прежде чем ответить на вопрос, почему не работает гидрораспределитель, нужно оценить характер поломки. На своей практике мы встречали 4 причины неисправности.
Недостаточное давление срабатывания предохранительного клапана
Поломка возникает в том случае, если показатель равнозначен или ниже давления, при котором срабатывает автоматическая система возврата золотника. Для устранения поломки лучше отнести гидроагрегат в мастерскую. Специалисты выполнят регулировку давления обоих узлов до нужных значений.
Зависание перепускного клапана
По этой причине не создается давление, необходимое для запуска автоматического устройства. Проблема решается аналогично предыдущей поломке.
Высокая температура масла
Если рабочая жидкость нагревается выше +60°С, она становится недостаточно вязкой. Это приводит к появлению утечек через зазоры в системе автоматического возврата золотника. Высокие значения связаны с отказом бустерного устройства. Для поддержания работы гидросистемы, оператору придется вернуть рукоятку в нейтральное положение. Избежать поломки в дальнейшем поможет охлаждение масла до температуры не ниже -30°С.
Засорение фильтра золотника
Скопление потока грязи препятствует транспортировке жидкости в бустер. Поломку устраняют следующим образом: золотник разбирают, извлекают гильзу, очищают уплотнитель с фильтром под проточной водой.
Рукоятка не фиксируется в рабочем положении
Иногда он также не успевает переключиться в положение «Нейтральное», до завершения полного хода поршня в гидроцилиндре. Причин может быть много, поэтому придется приложить немало усилий для поиска очага неисправности.
Низкое давление бустерного устройства
Бустер срабатывает до того, как навесной орган будет поднят в крайнюю точку. Все из-за того, что по показателям давления он уступает силовому цилиндру. Для устранения поломки нужно привести значения в норму.
Чрезмерная масса навесного орудия
Поломка присуща тракторам. Из-за большого веса, давление гидроцилиндра больше давления срабатывания бустерного устройства. Это препятствует фиксации золотника. Выполните два шага для устранения неисправности:
- Установите навесное оборудование подходящей массы;
- Следите за глубиной хода орудия.
Изношенный фиксатор
Если гидрораспределитель не работает на обратке, проверьте фиксатор при выключенном насосе. При неспособности детали удерживать золотник в рабочем положении, ее нужно заменить.
Нарушение герметичности клапана бустера
Происходит при засорении твердыми включениями седла клапана или участка между золотником и бустером. В результате система автовозврата золотника активируется при давлении, ниже номинального. Сначала попробуйте 5-7 раз задержать рукоять в рабочей точке после того, как ход поршня завершится. Это позволит удалить грязь с бустера. Если проблему решить не удалось, необходимо перебрать золотник, промыть детали в дизеле и выполнить продувку под потоком сжатого воздуха.
Температура масла в баке ниже +30°С
Рабочая жидкость становится слишком вязкой, что приводит к медленной посадке шарика на кромку. В результате поршень гидроцилиндра достигает крайнего положения раньше, чем бустер перекрывает подводящее отверстие.
Засорение калиброванного отверстия замедлительного клапана
По этой причине повышается давление жидкости в бустере. Данное поведение устройства может быть вызвано несоответствием диаметра отверстия диаметру цилиндра. Для устранения поломки проверьте диаметры на соответствие. Если все сходится, обработайте штуцер в дизеле и почистите калиброванное отверстие.
Нарушение правил установки клапана в цилиндре
Следует устанавливать штуцер с замедлительным клапаном таким образом, чтобы при обратном ходе навесного орудия масло поступало в калиброванное отверстие.
Запорный элемент маслопровода задерживает жидкость
Это приводит к повышению давлению перед бустером и преждевременной расфиксации. Как следствие, подъем рабочего органа происходит в замедленном темпе, не движется вовсе или заклинивает на промежуточном этапе. Просто подожмите до упора гайку запорной арматуры. В случае полного отказа устройства, нужно заменить его или удалить пружины, крестовинки и шарики. Затем подтяните крепежную гайку.
Маленький зазор между упором и хвостовиком клапана хода поршня
Проблема лишь косвенно связана с гидрораспределителем, поскольку давление бустера повышается при блокировании канала транспортировки жидкости в цилиндре. Как следствие, бустер срабатывает раньше времени. Достаточно разъединить подвижной упор на штоке от хвостовика на расстояние до 20-30 мм.
Поломка крышки распределителя
Нажмите и отпустите кнопку ручного управления. Если во время опускания отсутствует четкий возврат, замените крышку.
Падение навесного устройства
Перед как проверить гидрораспределитель, посмотрите имеется ли в замедляющем клапане шайба, имеющая калиброванное отверстие. Установите недостающую деталь, при этом диаметр отверстия должен быть равен диаметру цилиндра.
Утечки рабочей жидкости
Причина поломки и порядок действий зависит от локализации протечки:
- Сферы рычагов. Масло вытекает из-за износа уплотнительного кольца. Снимите пластину пыльников, не трогая при этом гофрированных пыльников на рычагов. Извлеките управленческие рычаги и установите новые кольца вместо изношенных.
- Корпус с крышкам или крепежные болты для крышек. Посмотрите не засорен ли фильтр. Если в нем скопилось много грязи, масло поставляется через предохранительный клапан фильтра в недостаточном количестве. Если повысить давление РЖ на сливной канал, вы заметите утечку жидкости через уплотнители крышек. Проблема решается промывкой фильтра, избегая сбоев в настройке клапана. При нормальном состоянии фильтра, проблема кроется в изношенных уплотнителях нижней и верхней крышек. При замене прокладок верхней крышки порядок действий идентичен. Для установки уплотнителя в нижней крышки нужно снять гайки треугольного фланца и сам диск, а также гайки шпилек для корпуса. Теперь можно устанавливать новую прокладку.
- Штуцеры. Речь идет о деталях, через которые масло нагнетается от гидронасоса к распределителю и от него к потребителю.
- Разъем упора направляющей перепускного клапана. РЖ протекает из-за разрушения уплотнения или прокладки направляющей. Снимите болты, фиксирующие упор на корпусе, проверьте целостность прокладок и заменить их в случае износа. Если утечки не прекратились, установите новое уплотнительное кольцо.
Как продлить срок службы гидрораспределителя?
Избежать поломок и дорогостоящего ремонта распределителя поможет регулярная диагностика. Перед тем как проверить гидрораспределитель на работоспособность, выполните визуальный осмотр на предмет утечек масла, коррозии, трещин, люфта между секциями и других дефектов. Оцените состояние кромок и убедитесь в отсутствии загрязнений. Перед каждой сменой проверяйте работу узлов управления и движения. На разных этапах работы замеряйте давление в гидравлической системе и используйте датчики для анализа рабочего цикла. Не лишним будет проверить разницу в показателях давления в разных каналах.
В рабочем процессе соблюдайте следующие правила эксплуатации:
- При подключении распределителя демонтируйте временные заглушки на корпусных отверстиях, слейте заводскую смазку;
- Проверьте герметичность присоединительной арматуры;
- Соблюдайте температуру жидкости в диапазоне от -40°С до +60°С;
- В холодный сезон перед сменой прогрейте гидравлическую систему;
- Если рабочая смена длится дольше запланированного времени, контролируйте температуру рабочей жидкости – критическая отметка +80°С;
- Устанавливайте фильтр в заливной горловине гидробака и сливного канала гидравлической системы, чтобы избежать отказа агрегатов;
- Рабочей жидкостью могут служить все виды минеральных масел, но лучше использовать специализированные масла для гидросистем, которые имеют вязкость 30-70 мм2/с.
Если вы не смогли устранить поломку или сомневаетесь в своих силах, обращайтесь за помощью в нашу компанию. Специалисты с помощью современного оборудования и инструмента найдут точную причину неисправности и быстро устранят ее.